Искусство писанки - искусство обрядовое, именно тем оно и прекрасно. Техника росписи куриного яйца с помощью воска и красок чрезвычайно проста. Успех во многом зависит от совершенства инструмента и правильной постановки пишущей руки. Приготовление писанок само по себе уже праздник. Во время росписи яйцо из белого постепенно превращается в черное, но стоит его поднести к огню, как воск на скорлупке начинает таять, обнажая восхитительную игру цвета и линий. Внезапное появление узора из черноты заставляет улыбнуться: чувство восторга при этом так сильно, что, желая испытать его снова и снова, человек невольно принимается за вторую, третью, четвертую писанку...

Списывание узоров с классических образцов допустимо на первом этапе постижения основ мастерства. При этом важно не забывать, что узор все же списан, а не создан. Произвольный рисунок на яйце, конечно же, имеет право быть, но следует знать, что в народе издревле такое яйцо называлось не писанкой, а малеванкой. Руками славянских женщин создано великое множество писанок, и каждое расписное яйцо неповторимо. Писанка стоит в одном ряду с такими понятиями, как "спис" (вышитая языческая икона, хоругвь) и "запис" (обозначенное крестом дерево, под которым совершались жертвоприношения). "Запис" и "писанки" можно видеть на вышивках-списах XIX века из Орловской губернии России.

В старину считалось, что для приготовления писанок годятся только первородные непременно оплодотворенные яйца молоденьких курочек, снесенные в марте, в первое весеннее новолуние. Кроме яиц, нужны были чистый пчелиный воск, непочатая вода, живой огонь, новые кистки для росписи воском, новые салфетки, новые глиняные горшки, а также зелье для извлечения красок. Непочатую, "немую" воду полагалось брать до зари, молча, втайне, из семи, а то и девяти источников или там, где три потока сливаются в один; черпать следовало новой посудой, вдоль течения. Удачей было получить воду из мартовского снега. Красильное зелье раскладывалось по горшочкам, заливалось водой, несколько часов настаивалось, а затем еще на два-три часа помещалось в теплую печь.



Приготовление писанок начиналось в основном на четвертой крестопоклонной неделе Великого Поста, в Левую Среду, когда отмыкались все подземные родники и колодцы, рушился лед на реке и просыпалась пчела. Считалось, что вода земная отмыкает воду небесную... В этот день принято было печь специальные хлебные кресты и расписывать писанки для пчелы, узор которых носил названия "Бесконечная", "Кресты", "Цыганская дорога".

Далее приготовление писанок продолжалось в Чистый Четверг. Мастерица садилась у печи и, макая кистку в растопленный воск, выводила на скорлупке яйца таинственные знаки. Душа ее была полна добрых и светлых чувств, наилучших пожеланий родным и близким - всем тем, кому писанки предназначались.



Предназначались писанки лишь для дарения. Неряшливо расписанное яйцо божественной силы не имело. Такое подношение считалось оскорблением. Не разрешалось дарить писанки тем, кто ведет кочевой образ жизни, не дарились писанки и тем, с кем семья не желала иметь родства. Писанками нельзя было поминать мертвых. Для разговения и поминовения усопших, для ритуальных игр в "битка" и "катка" служили крашенки. Крашенка - яйцо вареное, писанка - непременно сырое. Разбитая писанка грозила засухой. Если писанку случалось разбить, то скорлупку следовало тотчас измельчить и закопать в землю или же бросить в воду, не то девушки будут рябыми, некрасивыми, в садах будет один пустоцвет... Неприготовление к встрече Весны писанок, пренебрежение ими вообще сулило конец всему сущему. Конец света ожидался и в случае, если в начале весны не взойдет Месяц.



Яйцо почиталось многими народами мира как источник жизни, как символ перехода из небытия в бытие, как образ Вселенной, небесных светил; оно было олицетворением различного рода благодетельных божеств. Древнегреческий мыслитель Плутарх считал яйцо символом Творца вседействующего, вездесущего и все в себе вмещающего. В славянской традиции яйцо - источник и жизни и смерти в зависимости от воли и фазы Луны, владычицы вод, в чьей власти и жизнь, и смерть, и рождение. Куры, в особенности петух, символизировали плодородие и тоже состояли в зависимости от Луны. Молодым в опочивальню подавали жареную курицу или петуха или же яичницу из одного яйца.



Яйцо, которое молоденькая курочка снесла в мартовское новолуние, обладало особой силой плодородия и совершенством. Но беда заключалась в том, что оно было особенно сильно подвержено воздействию чар, как добрых, так и злых, и потому нуждалось в защите. Каждая хозяйка дома, отговев, колдовала над этим яйцом в тайне от чужих глаз, опоясывая его поясками, перекрещивая, рисуя на нем знаки небесных светил или колючих растений-оберегов. К оберегам относились также цвет, имя, сакральные орудия труда, знаки земли, зерна, воды, огня, воздуха... Магические знаки-обереги долгое время наносились на яйца произвольно. Затем появился волшебный календарь "колодка". Колодка - это в переводе с украинского языка ключ и замок. Замкнутый замок тоже был оберегом. Пояски и знаки теперь размещались на яйце в строгом порядке, так что мастерица уже знала, с какого узора ей начинать приготовление писанок и каким завершать, замыкать письмо.



В Светлое Воскресенье, на заре, девушка, что на выданье, с писанкой в руке отправлялась в сад, к яблоньке, встречать утреннюю зарю. Она просила у зари красоты и здоровья, а затем, завернув писанку, предназначенную любимому, в платок, специально к этому случаю вышитый, дарила ему в знак любви и согласия стать супругой. В Болгарии такие писанки назывались "годенишками" или "сгоденишками". В Чехии парни, требуя писанку, в шутку хлестали девчат помлазкой, украшенными вербными прутьями. Обряд назывался омладнение.

Фотографии в альбоме «писанки»